Если не так давно такие слова как мерчендайзер, промоутер или btl удивляли практически всех и были явно чужеродными элементами, то теперь они прочно вошли в наш повседневный язык, особенно это касается тех, кто работает в рекламном бизнесе. Однако до сих пор не всякий сможет разъяснить обязанности этих странных должностей, дать четкое определение слову btl.
Специальность мерчандайзера, супервайзера и промоутера возникли в нашей стране довольно-таки недавно. Профессионально, например, на мерчандайзера у нас все еще не учат. Обычно специализированные рекламные компании или компании-дилеры товаров самостоятельно проводят обучающие курсы для новых сотрудников, передавая им основы профессии, ориентируясь на опыт западных специалистов.
Позиция промоутера, мерчандайзера и супервайзера может стать первоначальными шагами по карьерной лестнице для любого, кто желает работать в сфере рекламы а конкретнее - в области BTL-маркетинга.
Цель деятельности любого из этих работников (стимулирование продаж) определяет требования к качествам претендентов на данные должности: энергичность, общительность, стрессоусточивость, мобильность, быстрая обучаемость.
Промоутер - первое звено в цепочке BTL, его основа, от него зависит успех всей акции. Требования к кандидату обычно довольно непритязательны: свободный график, 3-4 часа работы в день, возраст иногда даже от 16 лет, высшее образование - необязательно.
Мерчендайзер же является бойцом невидимого фронта, однако хороший мерчендайзер может сильно оказать влияние на выбор покупателя. Его задача - сформировать у потребителя желание покупки - здесь и сейчас купить именно этот товар. Для этого есть масса весьма интересных методов и приемов. Мы не будем их касаться в данной статье. Кроме того, в его обязанности входит контроль наличия товаров на складе, иногда - отслеживание цен конкурентов.
В обязанности супервайзера входит руководство группой промоутеров или мерчандайзеров и занимает наиболее высокое положение в этой цепочке. Им становится работник, познавший всю специфику работы “изнутри”, так сказать c BTL-опытом. Для супервайзера очень важны лидерские качества и умение грамотно организовать работу группы.
Следственно, даже не имея специализированного образования, вполне каждый может начать делать карьеру в новой и перспективной области BTL-маркетинга.